Факты

Европейское сообщество ввело сложную систему импорта, продажи и дистрибуции бананов на своей территории, регламентированную Постановлением Совета 404/93.

Согласно данному режиму, ЕС различал три типа импорта бананов:

  • традиционный импорт: из стран Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона (12 стран региона АКТ, постоянно экспортировавших бананы в ЕС);
  • нетрадиционный импорт: из стран АКТ (в случае, если импортировано количество товара сверх нормы от традиционных экспортеров, т.е больше, чем при режиме 1, либо импорт товара от нетрадиционных экспортеров региона АКТ);
  • остальной импорт: из прочих стран.

Следовательно, ЕС различал количество бананов (импорт 1) из стран, которые поставляли их постоянно с АКТ-региона; избыточное количество бананов (импорт 2) из этого же региона от традиционных или новых поставщиков; бананы из прочих стран (импорт 3).

Для упомянутых групп импорта вводились различные тарифы, тарифы-квоты и лицензии. Для первой группы импорта (12 традиционных стран-экспортеров АКТ региона) применялся нулевой тариф для количества товара до 857,700 т, распределенного по странам, для второй группы – нулевой тариф для импорта товара до 90,000 т, распределенного между «традиционными» и «нетрадиционными» странами с тарифом 693 экю за каждую тонну свыше количественного ограничения. Для третьей группы тариф составлял 75 экю на количество до 2,110,000 т и 793 экю за каждую тонну свыше данного количественного ограничения.

Европейское сообщество представило в ВТО Конвенцию Ломе (четвертую), подписанную с 70 развивающимися странами из региона АКТ, 15 декабря 1989. ЕС и страны АКТ обратились к ВТО с просьбой об освобождении от обязательства по ст. I:1 ГАТТ. Такое освобождение было предоставлено и звучало следующим образом:

Ст. I:1 не должна применяться до 29 февраля 2000 года в определенной степени, чтобы ЕС мог предоставить преференциальное продвижение товарам, происходящим из АКТ-региона, как этого требует Четвертая конвенция Ломе, без обязательства предоставлять такой же преференциальный режим другим аналогичным продуктам.

Пять истцов (Эквадор, Гватемала, Гондурас, Мексика и США), действуя совместно, пожаловались относительно режима импорта, продажи и дистрибуции бананов в ЕС, как противоречащего соглашениям ВТО. Истцы обжаловали режим импорта, продажи и дистрибуции бананов ЕС, как несовместимый со ст. I:1 ГАТТ.

Решение Группы экспертов

Группа экспертов ВТО, рассмотрев все характеристики «аналогичности», в частности: физические характеристики товаров, их природу и качества, а также группы конечных потребителей этих продуктов; привычки и вкусы потребителей; и тарифную нумерацию товара; и постановила, что в данном деле все бананы являются «аналогичным продуктом».

Группа экспертов ВТО ссылалась на основную часть ст.I:1:

В отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз и вывоз…, любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной любому товару, происходящему из, или предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному товару, происходящему из… территорий всех других договаривающихся сторон.

Группа экспертов признала, что тарифные преимущества для стран АКТ противоречат ст. I:1, поскольку бананы из АКТ и других регионов являются «аналогичным продуктом» и более низкие тарифы на бананы из нетрадиционных стран АКТ не предоставляются безоговорочно другим членам.

Однако Группа экспертов решила проанализировать освобождение от обязательства для выполнения Конвенции Ломе как оправдание нарушения ст. I:1, ведь освобождение от обязательства по ст. I:1 гласит: «... как этого требует Четвертая конвенция Ломе».

Конвенция Ломе указывает, что ЕС «должен сделать необходимые шаги для обеспечения более благоприятного режима, чем тот, который предоставляется всем третьим государствам, пользующимся РНБ для того же продукта». Группа экспертов отметила, что государства – члены ВТО – имели возможность ограничить предоставление более благоприятного режима ЕС, когда соглашались на освобождение от обязательства для выполнения Конвенции Ломе, но этого не сделали. Поэтому, согласно освобождению от обязательства, ЕС имеет право предоставлять преференции нетрадиционным бананам из стран АКТ региона.

Следовательно, тарифные преимущества для стран, нетрадиционных поставщиков бананов из стран АКТ противоречат обязательствам, указанным в ст. I:1, но, согласно освобождению от обязательства для выполнения Конвенции Ломе, требования данной статьи не касаются в этом деле Европейского Сообщества.