Факты

В 1996 году Индонезия приняла Национальную автомобильную программу. Эта программа состояла из трех пунктов:

  1. Предоставление компании статуса «пионера», или «национальной» компании, если она отвечала определенным критериям относительно владения производительными ресурсами, технологиями и торговой маркой. В основном, эти критерии предусматривали сборку автомобилей в Индонезии, применение индонезийских ресурсов и торговой марки, а также использование «местного материала» (в том числе и трудовых ресурсов) в течение трех лет. Предоставляемые преимущества предусматривали освобождение от налога на продажу автомобилей и исключение ввозного тарифа для комплектующих.
  2. Признание автомобилей, собранных за рубежом, но индонезийцами, и тех, которые соответствовали требованиям «местного материала» – «национальными», и предоставление им соответствующих привилегий. Импортируемые «национальные» автомобили считались таковыми, если содержали 20% местного материала, и если производитель проводил закупку частей и компонентов, которые составляли не менее 25% стоимости автомобиля.
  3. Предоставление кредитов компании, признанной «национальной».

В результате применения такого режима только одна компания из Кореи была классифицирована согласно пункту 2 как «национальная» и поэтому получила налоговые и тарифные преимущества.

Истцы (ЕС, Япония, США) обжаловали приведенные меры как противоречащие ст. I:1 ГАТТ, то есть принципа РНБ, и обратились для разрешения спора в ВТО (Группу экспертов).

Решение Группы экспертов

Группа экспертов начала рассмотрение дела с анализа соответствующих частей ст.: 1:

«В отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на импорт или экспорт, любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной любому товару, происходящему из, или предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному товару, происходящему из… территории всех других договаривающихся сторон».

Группа экспертов отметила, что для того, чтобы констатировать нарушение ст. I:1, следует рассмотреть три основных элемента этого нарушения:

  1. существование «преимущества»;
  2. факт не предоставления «преимущества» всем «аналогичным товарам»;
  3. «безусловно».

Касательно «преимущества» Группа экспертов признала, что освобождение от тарифа и налога на продажу является преимуществом, предусмотренным ст. I:1. Группа экспертов проанализировала также второй пункт ст. I:1 и пришла к выводу, что автомобили, части и компоненты, произведенные в других государствах – членах ВТО, являются «аналогичными» автомобилям, частям и компонентам из Кореи. Что касается третьего элемента – Группа экспертов признала, что «преимущество», которое было предоставлено Корее, не было «безусловно» предоставлено другим «аналогичным товарам» государств – членов ВТО.

Группа экспертов также отметила, что согласно прецедентам предыдущих дел ни одно преимущество не «должно предоставляться при условии выполнения критериев, которые не касаются собственно товара».

В результате выяснилось, что «... структура Национальной автомобильной программы Индонезии предусматривает ситуацию, когда товары из других государств – членов ВТО, которые являются «аналогичными» относительно «национальных» товаров из Кореи, будут субъектом более высоких тарифов и налогов, чем те, которые применяются к «национальным» автомобилям…»

Существование таких условий противоречит ст. I:1, которая требует, чтобы налоговые и тарифные преимущества, предоставляемые товарам одной страны (в данном случае – Кореи), были распространены на все импортируемые аналогичные товары из других государств – членов ВТО «незамедлительно и безоговорочно».

На основании этого Группа экспертов признала меры, введенные Индонезией, противоречащими ст. II: 1 ГАТТ.